Все чаще мои клиенты задают мне один и тот же вопрос: будут ли штрафовать за отсутствие техосмотра?
Ответ – да будут. Штраф – 2 тысячи рублей. Закон вступает в силу с середины лета.
Помимо этого закона, вступает в силу еще одно изменение – операторы теперь обязаны будут проводить фотографирование в начале и в конце процедуры технического осмотра.
По мнению большинства участников рынка, летом нас ждет коллапс. Но это не точно.
Попробую пояснить.
Существует статистика, по которой около 80% диагностических карт владельцы транспортных средств получают без посещения станций технического осмотра (по моему мнению статистика даже несколько занижена). Так вот с этим наши доблестные власти решили бороться.
Сначала решили, что всю процедуру надо будет снимать на видео, однако среди них оказался кто-то умный и пояснил всем остальным, что такой объем видео надо где-то хранить, и от этой идеи отказались.
Сошлись на фотографировании в начале прохождения и в конце. Также необходима будет фотография вин номера автомобиля. Все это будет отправляться в ГИБДД и там же будет проверяться и храниться.
Утвердили все это дело еще прошлым летом, ну а вступит закон в силу уже 8-го июня 2020 года.
К чему это приведет?
Все карты, заключенные после 8-го июня без фотографирования на стенде, могут быть аннулированы в ГИБДД. На основании этого, предлагается аннулировать и полис ОСАГО, который как мы знаем, без диагностической карты заключить нельзя. Но тут уже много вопросов. По закону аннулировать полис в одностороннем порядке страховая компания не может. Только через суд. Но есть вероятность, что суд может встать на сторону страховщиков, но это тоже не точно. Время, как говорится, покажет.
Может ли страховая компания выставить регресс виновнику ДТП, у которого «левая» карта? Тоже вопрос. По закону, регресс можно выставлять только в том случае, если заведомо неверные данные привели к занижению тарифа. Да и доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС – тоже дело непростое. По статистике таких ДТП – 1-2%. Да и те в основном по причине плохой резины.
Если до этого диагностическая карта нужна была для предъявления страховому агенту и на латвийской границе (вообще никто не знает, зачем она им), то теперь ее снова будут спрашивать сотрудники ГИБДД. Штраф за отсутствие, напоминаю, с июля 2020 года будет составлять 2000 рублей.
Нас ждет коллапс?
Операторов технического обслуживания, зарегистрированных в РСА(именно этот орган контролирует их работу) около 4500. Некоторые из них передвижные, а некоторые имеют всего один или два бокса для проведения процедуры проверки. За прошлый год было заключено 40 миллионов полисов ОСАГО, следовательно, именно столько потребуется диагностических карт.
Теперь простая арифметика: допустим, в среднем у каждого оператора по два бокса. Работают они около 12 часов в день. Что получается: 4500*2*12=108 000 диагностических карт в день.
Если все операторы будут работать на максимум каждый день без выходных, то мы получим 108 000*365=39 420 000 диагностических карт в год. Но надо учитывать, что некоторые будут приезжать повторно, да и каждый день никто работать не будет. Плюс распределены операторы сейчас не равномерно по всей России. Следовательно, нас ждут огромные очереди в некоторых регионах. Скорее всего, во всех.
В разговоре с владельцами станций технического осмотра я уже задавал вопрос, как они планируют с этим справляться? Все в один голос утверждают, что ждут огромных очередей, следовательно, деньги планируют зарабатывать на продаже мест в очереди. Нерадостная перспектива, так как, даже попав на стенд, огромная часть машин не пройдут проверку, ввиду того что не проходили ее уже очень много лет (наверное, вообще никогда). Отстоять очередь или заплатить за место и получить в итоге отказ, не завидую автолюбителям.
Что еще?
А еще, законодатели решили, что за ближайший год все операторы тех осмотра должны пройти заново аккредитацию в РСА. Что характерно, проверить нужно каждый пункт ТО. Выездными проверками в РСА занимаются десять экспертов! Десять, Карл!!! Они за прошлый год совершили около 200 проверок, а в этом надо сделать почти пять тысяч. Этот штат оплачивают сами операторы (насколько я знаю, платят они за это 20 000р), не думаю, что они потянут увеличение штата экспертов в 3-4 раза. Впрочем, выбора возможно у них и не будет, боюсь, в таком случае повышение расходов операторов отразится и на нашем кошельке. Хотя официальная цена прохождения тех осмотра останется неизменной от 300 до 1000 рублей, в зависимости от региона.
Это краткое описание той заварушки, которая нас ждет этим летом.
Возможно, умным людям получится достучаться до «небес» и вступление в силу закона перенесут на какое-то время. Я лично, очень на это надеюсь.
ПС. Несмотря на то, что в большинстве стран закон о тех осмотре есть, некоторые государства (США, Австралия, Грузия) отказались от этой процедуры, посчитав, что следить за своим авто это обязанность водителя. В Грузии техосмотр отменили, когда поняли, что при проведении этой процедуры коррупция непобедима.
ПС2. Я лично также считаю, что закон о техосмотре вообще не работает, и следовательно, его надо отменить (для легковых машин уж точно). Но отмена закона перекроет очень большой денежный поток, от которого кормятся чиновники. Следовательно, при нынешнем положении дел в стране это просто невозможно. А жаль.